8(918)371-08-92, 8(916)232-67-97, 8(495)507-90-72
Краснодарский край, Геленджикский р-н,
пос. Архипо-Осиповка
santalia5@yandex.ru
О нас
О курорте
Комнаты
Фотогалерея
Заказать комнату
Контакты
Вы здесь:   Санталия  »  Фотогалерея  »  Статьи  »  Это интересно  »  Дольмены в аспекте научном и туристическом

Дольмены в аспекте научном и туристическом

Пять лет в долине реки Жанэ работает археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург). За это время проведена огромная исследовательская работа, результаты которой частично опубликованы в книге «Дольмены. Современники древних цивилизаций». Этот прекрасно иллюстрированный коллективный труд авторитетных ученых позволяет не только приоткрыть завесу таинственности над древней историей Западного Кавказа, но и лучше понять: кто мы такие и откуда. Книга издана в 2001 году по заказу Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края. Она современна и очень интересна, доступна даже для неподготовленного читателя. Единственное, что вызывает досаду, - очень небольшой тираж. Один из авторов сборника – начальник Западно-Кавказской археологической экспедиции ИИМК РАН Виктор Анатольевич Трифонов – в гостях у редакции газеты «Прибой».

  - Виктор Анатольевич, давайте наш разговор начнем с того, как начинался ваш  путь в археологию?

- Как и у многих, все началось с хороших книг в детстве. Затем исторический факультет Ленинградского государственного университета, где я учился на кафедре археологии, потом аспирантура ИИМК РАН. Я родился и вырос в Ленинграде, но Кавказ люблю с детства, с первых поездок с родителями к Черному морю. Позднее я увидел и «некурортный» Кавказ. Два года службы в ВДВ Закавказского ВО только укрепили мой интерес к этому удивительному краю. Это уже потом были многочисленные экспедиции и командировки. Я ведь занимаюсь не только дольменами, область моих научных интересов значительно шире – археология Кавказа в эпоху бронзы. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию, работал во многих археологических экспедициях, в том числе за рубежом, где познакомился с современной методикой исследования мегалитических памятников. В 1994 –95 годах преподавал в Саутгемптском (Великобритания) и Калифорнийском (США) университетах. Сейчас работаю старшим научным сотрудником в ИИМК РАН (Санкт-Петербург).

- Я прочитала ваши статьи, и у меня первым возник вопрос: если возраст дольменов около 5000 лет, то почему так поздно появился к ним интерес? Ведь их изучают менее 200 лет.

- Это очень легко объяснить. До начала XIX века на Кавказе просто не было подготовленных людей, которые могли бы оценить древность этих памятников, а, главное, увидеть в них местное проявление универсального мирового явления – культового мегалитического строительства. Неудивительно, что первыми, кто открыл это, были иностранцы - выходцы из Западной Европы, где интерес к изучению мегалитов проявился еще в XV веке...

- Вы пишете, что дольмены открыты на всех континентах, где есть камень и постоянно живут люди, за исключением Австралии. Есть ли научное объяснение этому факту?

- Пока только одно. Мегалиты и, в частности, дольмены могут спонтанно возникать везде и в любое время, если в патриархальном обществе возникает необходимость в зримом  воплощении сакральности власти, вечности рода и родо-племенных прав на землю предков. На Мадагаскаре, например, дольмены, очень похожие на кавказские, строили еще в XIX веке, но и в голову никому сейчас не придет серьезно говорить о какой-либо исторической связи между ними. ..Чтобы решить проблему происхождения дольменов на Кавказе, археологам предстоит ответить на более важный вопрос: как возникла и почему, спустя почти полторы тысячи лет, исчезла эта грандиозная культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на огромной территории Западного Кавказа? Находясь на периферии древнего цивилизованного мира, эта культура, тем не менее, составляла его неотъемлемую часть. Какую именно, мы и пытаемся сегодня выяснить.

- В книге я заметила разнообразие терминов: мегалит, дольмен, склеп, гробница, культовое сооружение. Какой из них наиболее точен?

- В разной степени они все верны. Родовой склеп, видимо, самое подходящее название, так как первоначальная функция была все-таки погребальная. Названия, которым пользовались люди, построившие эти склепы, мы не знаем, поэтому и пользуемся условной терминологией, введенной в науку еще в середине XIX века.

- Что обычно археологи находят во время раскопок дольменов?

- Человеческие останки и погребальный инвентарь, то есть те предметы, в которых нуждался умерший согласно обрядам и представлениям о его потустороннем существовании. Этот набор чаще всего невелик и включает простые амулеты и украшения, а также глиняную посуду для напутственной пищи и напитков. Несмотря на внешнюю простоту этого инвентаря, он помог сделать археологам важный вывод о единстве культуры на всей территории распространения кавказских дольменов.

- И что испытываете вы, когда в процессе раскопок находите предмет, некогда принадлежавший древним людям?

- Волнение, конечно. Каждый из них, даже самый невзрачный на первый взгляд, может стать ключом к вопросу, ответ на который ищешь годами...И если этого не происходит сразу,  утешает мысль, что позднее, когда этих находок станет больше, ты или твой более смышленый коллега ответ все-таки найдёт. Терпение – профессиональная черта археологов. Исследование дольменов – не исключение. Наши главные находки в витрину музея не положишь. Те, кто видел дольмены в долине Жанэ до начала археологических работ и после, подтвердят это.

- Многие дольмены окружены насыпями, некоторые - стенами. В чем назначение этих искусственных сооружений?

- Дольмены далеко не примитивные сооружения, а их строители и, не побоюсь этого слова, проектировщики, вероятно, были профессионалами почти в современном смысле этого слова. Последовательность и характер многих технологических операций по сооружению дольменов нам уже ясны сейчас. Здесь много изобретательности и сноровки и никакой мистики. Для людей, использовавших стандартные меры длины, предварительную разметку, водяной уровень, бронзовые инструменты и абразивы, рычаги, катки, тягловых животных и многое другое, из того, что можно было встретить в карьерах еще100-200 лет назад, – постройка дольменов была вопросом времени и организации. Чем могущественнее заказчик, тем величественнее была постройка. По стандартам того времени, например, дольменная группа в долине Жанэ была сооружена, видимо,  для рода племенного вождя или, как сказали бы в XIX веке, была княжеской усыпальницей. Здесь все обязательные архитектурные и строительные элементы дольмена – погребальная камера, контрфорсы, насыпь, двор и разделяющая их стена -  составляют неразрывное целое, демонстрируя их функциональную взаимосвязь.

- Виктор Анатольевич, чем объясняется, что дольмены, как никакой другой памятник, так быстро «обросли» легендами и мифами?

- Мифотворчество – врожденная черта человеческой культуры, один из способов освоения человеком окружающего его мира. Мифы создавались всегда. И в советский период, и сегодня тоже. Мифы придают жизни иллюзорный смысл и комфорт, если хотите. Долгое время дольмены оставались вне сферы какой-либо культуры и только почти 200 лет назад, после прихода русских на Кавказ, они парадоксальным образом стали на наших глазах компонентом мифологизированного сюжета  русской культуры вместе с какой-то Анастасией и ее бабушкой, 10000 лет назад якобы погребенной в дольмене... Случайный сюжет, растиражированный в малограмотных публикациях, прижился в поврежденном общественном сознании, материально воплощаясь в толпах самоспасающихся пилигримов, стекающихся со всей страны на поклон новым святыням...

- Тогда такой вопрос: что дает современному человеку изучение дольменов?

-  Думаю, что в практическом плане – ничего. Археология относится к фундаментальным гуманитарным дисциплинам, то есть к той части науки, которая исследует основные закономерности развития человеческой культуры. Чтобы понять, как трудно разобраться в этих закономерностях, приведу банальный пример. Вместе с вами мы стали свидетелями потрясающей катастрофы с глобальными последствиями – на наших глазах рухнула цивилизация нового типа – Советский Союз. По археологическим меркам это был, конечно, скоротечный феномен – менее 100 лет, но со всеми атрибутами настоящей суперкультуры. Нравится это кому-то или нет, но был даже особый тип народа - советский народ. Если бы мне, как археологу, довелось в отдаленном будущем «копать» памятники этого катастрофического периода, я бы не без колебаний склонился  к выводу, что, судя по материальным свидетельствам, советский народ и связанная с ним культура исчезли, уступив жизненное пространство "крещенным" туркам и китайцам...

- По каким признакам вы бы сделали такие выводы?

- Смотрите сами: чьи упаковки на помойках, товары в магазинах, что носим, в чем ходим...

- У меня тульский самовар есть.

- Обломок прежней цивилизации. Так и должно быть после катастрофы. А вот народ, вроде, исчез... Парадокс в том, что советский народ действительно почти исчез или, похоже, исчезает, а вот люди, мы с вами, остаются… Если так непросто с современной культурой, можете себе представить, как сложно открыть закономерности в развитии культур, исчезнувших 5000 лет назад. Как они возникли, почему исчезли и что стало с людьми, которые некогда к этим культурам принадлежали… Здесь, выходит, уже нет и разницы между современными и древними культурами. Вот вам и прикладная ценность археологии, если, конечно, пренебречь гуманитарными ценностями, которые археологи возвращают из небытия...

- Вы уже несколько лет работаете над осуществлением научной программы по изучению дольменов. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Эта программа под общим названием «Дольмены Западного Кавказа в культурном, социальном и экологическом контекстах» была разработана в 1995 году. Она предполагает решение ряда академических и прикладных задач, в том числе создание атласа кавказских дольменов, как необходимое условие обеспечения их сохранности.

- Создание археологического парка в долине Жанэ является частью этой программы?

- Совершенно верно. Мне уже приходилось неоднократно писать, что дольмены сегодня превращаются в компонент массовой культуры, объект экскурсионного бизнеса. Только через долину Жанэ в летний период проходит около 2000 экскурсантов ежедневно! У этого процесса есть очевидные положительные и негативные стороны.  Именно для того, чтобы свести к минимуму негативные процессы,  необходимо создание в долине Жанэ природно-археологического заповедника, а в его пределах - археологического парка. Режим заповедника обеспечит сохранность природно-исторического ландшафта, а археологический парк позволит представить публике уникальные памятники долины. Если взглянуть на дело шире, чем это пока принято, на мой взгляд, создание в Геленджикском районе археологического парка должно рассматриваться как компонент перспективного развития курорта. Вне всякого сомнения, в конечном итоге это прямо и косвенно благоприятно скажется на экономическом развитии района. Практика эксплуатации подобных парков за рубежом только подтверждает это. Знаю из собственного опыта. Календари и минеральную воду с фотографиями раскопанных и восстановленных дольменов долины Жанэ продают на каждом углу уже сейчас...

Археологических парков в России пока нет нигде, и значение  ведущихся работ по его созданию хорошо понимают в Академии наук, Министерстве культуры, Комитете по охране историко-культурных ценностей Краснодарского края, зарубежных фондах, финансирующих работы. Президентский фонд, выделивший нам средства на продолжение работ в 2001 году, прямо назвал этот проект работой общенационального значения. Я думаю, именно таким он и является на самом деле.

- Виктор Анатольевич, большое спасибо за интересную беседу.
Лидия Шумская.

Источник: газета "Прибой" от 13 ноября 2001 номер 129

В статье были использованы материалы сайта http://www.divnomorsk.ru


Все статьи